Плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица. Объектом налогообложения налогом за владение собаками признается владение собаками в возрасте трех месяцев и старше.
От налога за владение собаками освобождаются следующие категории граждан:
инвалиды по зрению, владеющие собакой-поводырем;
ветераны, инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
инвалиды I и II группы;
неработающие пенсионеры, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, владеющие не более чем одной собакой, при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц, за исключением военнослужащих срочной военной службы, граждан, направленных на альтернативную службу, а также лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы (при наличии подтверждающих документов);
проживающие в одноквартирных и блокированных жилых домах, в случае если собака не используется в предпринимательской деятельности.
Указанные льготы предусмотрены решениями всех городских и районных Советов депутатов Брестской области.
1. Общие положения.
В соответствии с пунктом 8 Положения об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16 (далее – Положение № 924/16), в случае обнаружения несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом на кассовом оборудовании, с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в системе контроля кассового оборудования (далее – СККО), юридические лица и индивидуальные предприниматели не позднее следующего рабочего дня уведомляют об этом республиканское унитарное предприятие «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (далее – РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам»).
Для субъектов хозяйствования в СККО формируются статистические отчеты и сервисы, позволяющие получать данные о продажах и работе кассового оборудования, в том числе для организации работы по проведению на постоянной основе мониторинга соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, с информацией, содержащейся в СККО.
Кассовым оборудованием, информация от которого передается в СККО, согласно пункту 2 Положения № 924/16, являются кассовые суммирующие аппараты, в том числе совмещенные с таксометром, билетопечатающие машины (далее – кассовые аппараты) и программные кассы.
Факты несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете) на бумажном носителе, находящемся у субъекта хозяйствования, с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО, используются в целях выяснения причин их возникновения и принятия необходимых мер по их устранению.
Возникающие проблемы можно условно разделить на 4 блока:
Проблемы на стороне СККО или установленного в кассовый аппарат средства контроля налоговых органов (далее – СКНО);
проблемы на стороне оператора программных кассовых систем, средства контроля оператора, предоставленного оператором программных кассовых систем;
проблемы на стороне кассового аппарата или программной кассы;
проблемы со стороны персонала субъекта хозяйствования при использовании кассового оборудования.
2. Общие механизмы использования кассового оборудования.
В соответствии с пунктом 5 Положения № 924/16 в начале рабочего дня (после открытия смены) кассир на кассовом оборудовании выполняет установку корректных даты и времени (при необходимости), открытие смены (обязательно, если не производится кассовым оборудованием автоматически), операцию регистрации внесения наличных денежных средств, полученных перед началом работы (смены), в ящик для денег. При необходимости внесения в течение рабочего дня (смены) наличных денежных средств в ящик для денег кассир выполняет операцию регистрации внесения наличных денежных средств в ящик для денег. При изъятии сумм наличных денежных средств из ящика для денег, за исключением выдачи сдачи, размена денег, возврата покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), кассир на кассовом оборудовании выполняет до закрытия смены операцию регистрации изъятия суммы наличных денежных средств из ящика для денег.
Согласно пунктам 4 и 5 Положения № 924/16 в течение рабочего дня (смены) кассир с использованием кассового оборудования:
при приеме денежных средств проводит суммы принятых денежных средств;
при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), выполняет операцию регистрации факта возврата денежных средств;
в случае допущенных ошибок при вводе суммы денежных средств в сформированном платежном документе, при незавершенной операции оформления чека в результате сбоев в работе кассового оборудования (после начала оформления чека), нехватке средств платежа у покупателя (после оформления чека) выполняет операцию по регистрации аннулирования ошибочно сформированного платежного документа.
В соответствии с пунктом 6 Положения № 924/16 по окончании рабочего дня (смены) кассир выводит в соответствии с эксплуатационной документацией (для кассовых аппаратов, руководством пользователя (для программных касс) суточный (сменный) отчет (Z-отчет) (далее – Z-отчет). В Z-отчете помимо прочего содержится информация о:
сумме и количестве служебных внесений денег (по каждой валюте);
сумме и количестве служебных выдач денег (по каждой валюте);
сумме и количестве возвратов (по каждой валюте);
сумме и количестве аннулирований (по каждой валюте);
количестве оформленных за сутки (смену) платежных документов;
номерах первого и последнего платежных документов в смене (сутках) по данному Z-отчету;
сумме продаж по каждому виду платежного средства (по каждой валюте);
итоге сменных продаж (по каждой валюте).
3. Организация работы по проведению на постоянной основе мониторинга соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, и информации, содержащейся в СККО.
В целях исполнения требований пункта 8 Положения № 924/16 субъекты хозяйствования проводят на постоянной основе мониторинг соответствия выручки, проведенной через кассовое оборудование, и информации, содержащейся в СККО (далее – мониторинг). Периодичность проведения такого мониторинга определяется субъектом хозяйствования самостоятельно (с учетом количества используемого кассового оборудования, специфики организации своей работы). Вместе с тем, рекомендуется для использования субъектами хозяйствования корректных данных СККО, в том числе для целей заполнения налоговых деклараций (расчетов), проводить мониторинг не реже 1 раза в месяц, предпочтительно после 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Обращаем внимание, что с 1 января 2019 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 121, подпунктом 2.5.8 пункта 2 статьи 213, подпунктом 3.3 пункта 3 статьи 213, частью второй пункта 15 статьи 328 Налогового кодекса Республики Беларусь, плательщики налога на добавленную стоимость, индивидуальные предприниматели – плательщики подоходного налога с физических лиц, плательщики налога при упрощенной системе налогообложения, определяют соответственно дату отгрузки товаров при розничной торговле и (или) общественном питании, дату фактического получения дохода, дату отражения выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием кассового оборудования, осуществляемой в течение смены, начинающейся в один календарный день и заканчивающейся на другой календарный день, по дате открытия этой смены, отражаемой в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), формируемом таким кассовым оборудованием.
Таким образом, субъекты хозяйствования для целей налогообложения могут сопоставлять полученную выручку для отражения в налоговой декларации, в том числе, с информацией, содержащейся в СККО:
на основании отчетов, сформированных на основе платежных документов, поступивших в СККО. Указанный подход применяется в случае, когда смена начинается и заканчивается в течение одного календарного дня;
на основании данных, содержащихся в Z-отчетах, открытых в отчетных периодах (месяц, квартал), поступивших в СККО. Указанный подход применяется в случае, когда смена начинается в один календарный день и заканчивается на другой календарный день.
Мониторинг предлагается проводить путем сопоставления:
информации, поступившей в СККО, из платежных документов, с информацией, отраженной в бумажных Z-отчетах;
информации, поступившей в СККО, из Z-отчетов, с информацией, отраженной в бумажных Z-отчетах.
По общему правилу информация о сформированных на кассовом оборудовании документах передается в центр обработки данных СККО (далее – ЦОД СККО) с установленным режимом передачи on-line.
Вместе с тем следует иметь в виду и учесть, что при низком или нестабильном уровне GSM-связи в месте использования кассового оборудования, документы могут поступать в ЦОД СККО с запаздыванием (при этом преимущество при передаче документов в ЦОД СККО дается Z-отчетам).
Целью мониторинга является контроль поступления в СККО полной и достоверной информации о продажах (выручке), проведенной через кассовое оборудование субъекта хозяйствования, что позволит в дальнейшем, в том числе исключить контрольные мероприятия, осуществляемые налоговыми органами в рамках камерального контроля по результатам сверки информации из налоговых деклараций (расчетов) и СККО (для случаев реализации товаров (работ, услуг) с использованием кассового оборудования).
Мониторинг рекомендуется проводить следующим образом.
3.1. Для субъектов хозяйствования, определяющих выручку на основании отчетов, сформированных на основе платежных документов, поступивших в СККО.
Предлагается сформировать статистический отчет № 35 «Выручка по данным чеков в разрезе КО (детализация по датам)»
(далее – отчет № 35).
При этом учитывается следующее. Выручка по данным платежных документов (чеков) в АИС ККО рассчитывается в разрезе календарных суток, то есть с 00:00 ч до 24:00 ч соответствующих суток. В случае, если у субъекта хозяйствования используется кассовое оборудование с режимом работы, переходящим на следующие сутки, например с 10:00 ч одних суток до 09:00 ч других суток, то информация в отчете № 35, о сумме продаж по данным платежным документам (чекам) в АИС ККО будет рассчитываться за соответствующие календарные сутки, в отличие от информации, содержащейся и рассчитывающейся в отчете № 34 по данным Z-отчетов, в которых вся сумма продаж (выручки) отражается в рабочий день (смену) по дате открытия этой смены, отраженной в Z-отчете.
Отчет № 35 позволяет получить детализированные данные о:
количестве платежных документов (чеков) (графа 10);
суммах выручки (графа 6, вычисляется как сумма наличных и безналичных продаж (графы 7 и 8), за минусом сумм возвратов и аннулирований (графы 13 и 15);
количестве и суммах аннулирований как в разрезе каждого
дня месяца, так и итоговые данные о количестве и суммах за заданный период – календарный месяц (графы 12 и 13);
количестве и суммах возвратов (графы 14 и 15);
суммах авансовых платежей, например, при продаже подарочного сертификата, абонемента, иного документа либо средства на предъявителя, удостоверяющего право лица, его представившего, на получение товаров (работ, услуг) на сумму, эквивалентную номиналу этого документа (графа 11, содержит данные только при наличии реализованной функции в кассовом оборудовании и корректном оформлении чека продажи подарочного сертификата, абонемента, иного документа кассиром. Настройка данной функции в отдельных моделях кассовых аппаратов может быть произведена путем обращения в центры технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (далее - ЦТО), в программных кассах – к операторам программных касс);
суммах «В том числе другими способами оплаты», при реализации товаров (работ, услуг) на основании предъявления покупателем подарочного сертификата, абонемента, иного документа на предъявителя, удостоверяющего право лица, его представившего, на получение товаров (работ, услуг) на сумму, эквивалентную номиналу этого документа (графа 9, отображается только при наличии реализованной функции в кассовом оборудовании и корректном оформлении чека продажи товара кассиром.
Настройка данной функции в отдельных моделях кассовых аппаратов может быть произведена путем обращения в центры технического обслуживания и ремонта кассового оборудования (далее - ЦТО), в программных кассах – к операторам программных касс);
По результатам формирования указанного отчета субъект хозяйствования может сопоставить:
количество платежных документов, сформированных на кассовом оборудовании, за выбранный период, с соответствующей информацией, указанной в отчете № 35 (графа 10);
суммы выручки, отраженной в платежных документах, сформированных кассовым оборудованием с соответствующей информацией, указанной в отчете № 35 (графы 6-9);
количество и суммы возвратов и аннулирований, проведенных с использованием кассового оборудования, с соответствующей информацией, указанной в отчете № 35 (графы 12-15).
При выявлении по результатам сопоставления несоответствий (одного или нескольких), субъект хозяйствования уведомляет РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Рекомендаций.
3.2. Для субъектов хозяйствования, определяющих выручку по данным Z-отчетов.
Предлагается сформировать статистический отчет № 34 «Отчет по данным Z-отчетов (детализация по датам)» (далее – отчет № 34).
Указанный отчет позволяет получить детализированные данные о:
номерах Z-отчетов (графа 4);
датах и времени открытия и закрытия смен (графы 5 – 8);
количестве платежных документов (чеков) (графа 9);
сумме продаж (с делением на наличные и безналичные)
(графы 10 – 12);
количестве и суммах возвратов (графы 13 и 14);
количестве и суммах аннулирований (графы 15 и 16),
как в разрезе каждого Z-отчета, так и итоговые данные о количестве и суммах за заданный период – календарный месяц.
Данные в отчете № 34 отображаются на основании поступивших в СККО Z-отчетов, в которых дата открытия смены относится к выбранному отчетному периоду (в разрезе суток).
По результатам формирования отчета № 34 субъект хозяйствования сопоставляет:
количество и номера оформленных на кассовом оборудовании за выбранный период Z-отчетов с количеством и номерами, указанными в отчете № 34 (графа 4);
количество платежных документов, сформированных на кассовом оборудовании и указанных в сформированных этим оборудованием
Z-отчетах с соответствующей информацией, указанной в отчете № 34 (графы 4 и 9);
даты и время открытия и закрытия смены, указанные в оформленных на кассовом оборудовании за выбранный период
Z-отчетов с соответствующей информацией, указанной в отчете № 34 (графы 5-8);
суммы продаж (графа 10), в том числе наличными и безналичными (графы 11, 12), с данными бумажных Z-отчетов;
количество и суммы возвратов и аннулирований, проведенных с использованием кассового оборудования, с соответствующей информацией, указанной в отчете № 34 (графы 13-16).
При выявлении по результатам сопоставления несоответствий (одного или нескольких) субъект хозяйствования уведомляет РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящих Рекомендаций.
4. Использование сведений СККО для составления налоговых деклараций (расчетов).
Для субъектов хозяйствования рекомендуем использовать сведения отчета № 34 и отчета № 35 для отражения выручки в налоговой декларации (расчете) за соответствующий период, определяемой расчетом:
гр. 10 – гр. 14 – гр. 16 отчета № 34 - гр. 11 отчета № 35,
т.е. сумма выручки за минусом аннулирований, возвратов и авансов (из данных отчета по платежным документам).
При этом следует иметь ввиду, что выручка, рассчитанная по предложенной формуле, отраженная в налоговой декларации (расчете), подлежит корректировке в сторону увеличения в следующих случаях:
1. если подарочный сертификат в период срока его действия не предъявлен покупателем, то после истечения срока действия сертификата, сумма его стоимости для целей налогообложения включается в выручку того отчетного периода, в котором истек срок действия сертификата;
2. при окончательном расчете за выполненную работу, оказанную услугу, на сумму аванса, - для целей налогообложения в выручку того отчетного периода, в котором произведен окончательный расчет за выполненную работу, оказанную услугу с учетом аванса.
5. Порядок уведомления РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» об обнаружении несоответствия количества и содержания Z-отчетов, оформленных на кассовом оборудовании и содержащихся в системе контроля кассового оборудования.
При несовпадении сведений, содержащихся в сформированных на бумажном носителе Z-отчетах, находящихся у субъекта хозяйствования, с поступившими в ЦОД СККО данными, указанными в пункте 3 настоящих рекомендаций, субъект хозяйствования уведомляет РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» в соответствии с заключенными ими гражданско-правовыми договорами на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в СККО.
О выявленных расхождениях субъекты хозяйствования уведомляют РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» посредством:
портала самообслуживания (кнопка «Написать нам» на сайте www.skko.by) без применения средств ЭЦП и с ЭЦП (предпочтительнее);
электронной почты z@skno.by;
почтового отправления (на бумажном носителе).
Уведомление, направляемое на бумажном носителе или по электронной почте, содержит следующие реквизиты:
наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), учетный номер плательщика;
учетный номер кассового оборудования в СККО;
дату, за которую выявлено несоответствие;
краткое описание несоответствия;
ссылку на пункт 8 Положения № 924/16;
должность, Ф.И.О. руководителя (уполномоченного лица) организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя).
6. Рассмотрение РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» поступивших уведомлений, информирование субъектов хозяйствования о результатах их рассмотрения.
Регистрации подлежат следующие уведомления:
– поступившие на портал самообслуживания,
– поступившие на электронный адрес z@skno.by;
– поступившие на бумажных носителях.
Регистрация уведомлений, поступивших на портал самообслуживания и на электронный адрес z@skno.by, осуществляется в автоматическом режиме. Регистрация уведомлений, поступивших на бумажных носителях, осуществляется лицом, осуществляющим регистрацию, в ручном режиме не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления.
Не позднее дня, следующего за днем регистрации уведомления в РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам», назначается работник, ответственный за его рассмотрение.
Уведомления рассматриваются не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней с даты регистрации, если не требуется проведение дополнительных мероприятий (проверки, обследования и других мероприятий). При необходимости проведения дополнительного объема работ по выявлению проблемы, срок рассмотрения определяется по согласованию с руководством РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
По результатам рассмотрения уведомления РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» информирует субъектов хозяйствования с выводами и предложениями по устранению выявленных технических несоответствий либо принятых мерах по недопущению таких искажений в дальнейшем.
РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» ведет учет результатов рассмотрения уведомлений, а также кассового оборудования, центров технического обслуживания и ремонта кассового оборудования, по которым были установлены расхождения, для их использования при выполнении функций ЦОД СККО, установки, обслуживания, снятия СКНО, а также для использования налоговыми органами при осуществлении контроля за порядком использования кассового оборудования и приема средств платежа.
7. Действия субъектов хозяйствования после получения уведомления от РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам».
По результатам рассмотрения поступившей от
РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» информации, в зависимости от причин, обусловивших наличие выявленных несоответствий, субъект хозяйствования предпринимает меры, направленные на их устранение, в том числе:
ремонт (замену) кассового оборудования (центром технического обслуживания, обслуживающего такое оборудование, при необходимости – доработка программного обеспечения кассового оборудования его производителем);
обслуживание (обновление программного обеспечения) программной кассы оператором программных кассовых систем, предоставившим программную кассу;
дополнительное обучение персонала пользованию кассовым оборудованием;
усиление контроля за работой персонала;
другие.С 1 января 2021 года государственная пошлина, взимаемая всеми судами за совершение юридически значимых действий, подлежит зачислению в республиканский бюджет (приложение 2 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 3 декабря 2019 г. № 71 «О распределении государственной пошлины и штрафов между республиканским и (или) соответствующими местными бюджетами»).
Также подлежит уплате (взысканию) в республиканский бюджет государственная пошлина на основании исполнительных листов или иных исполнительных документов, выданных судом до указанной даты.
Индивидуальные предприниматели в ходе осуществления своей деятельности все чаще применяют труд наемных работников. Ввиду ограничения количества наемных работников, отсутствия специалистов по кадровой работе, недостаточного уровня знаний действующего законодательства индивидуальными предпринимателями и работниками допускается значительное количество нарушений законодательства о труде.
Прежде всего, хочется отметить, что индивидуальный предприниматель при приеме гражданина на работу имеет такие же права и обязанности, как и любой другой наниматель (унитарное предприятие, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т.д.).
Согласно ст. 26 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК РБ) при заключении трудового договора индивидуальный предприниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить ему документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу); документ об образовании или документ об обучении, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы; направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством; индивидуальную программу реабилитации инвалида (для инвалидов); страховое свидетельство, медицинскую справку о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами. В частности, наниматели независимо от формы собственности, в т.ч. и индивидуальные предприниматели, при приеме на работу выпускников государственных учреждений образования в течение двух лет после получения высшего или среднего специального образования и одного года - после получения профессионально-технического образования должны требовать предъявления ими свидетельства о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве (п. 32 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22.06.2011 № 821). Прием на работу без указанных документов не допускается.
Трудовой договор (контракт) должен быть заключен в письменной форме, составлен в двух экземплярах, один из которых передается работнику, другой - хранится у нанимателя. С 28.01.2020 года каждая страница трудового договора и приложений к нему нумеруется и подписывается работником и индивидуальным предпринимателем (ст. 18 ТК РБ).
Трудовой договор должен содержать данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор; место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу; его трудовую функцию (наименование профессии рабочего (должности служащего) должно соответствовать квалификационным справочникам Республики Беларусь); основные права и обязанности работника и нанимателя; срок трудового договора (для срочных трудовых договоров); режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя); оплату труда работника.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с законодательством, например об установлении испытательного срока.
После заключения трудового договора прием на работу должен быть оформлен приказом индивидуального предпринимателя, который объявляется работнику под роспись.
Хочется подчеркнуть, что фактическое допущение индивидуальным предпринимателем работника к работе является началом действия трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен.
Более того, после вступления в силу изменений, внесенных в ТК РБ (с 28.01.2020), фактическое допущение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника к работе должно быть письменно оформлено не позднее дня, следующего за днем допущения работника к работе (ст. 25 ТК РБ).
Начиная с 28 января 2020 г. на работников, принятых к индивидуальным предпринимателям трудовые книжки заполнять не нужно. Работникам, работавшим у нанимателей - физических лиц, принятым на работу до 28 января 2020 г., трудовые книжки должны были быть возвращены не позднее 28 февраля 2020 г. с внесением в них записи о прекращении заполнения трудовой книжки в связи с вступлением в силу Закона, заверенной подписью нанимателя (заверение печатью не требуется).
Режим рабочего времени (время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни) для наемных работников устанавливает наниматель с учетом требований законодательства о труде. Следует знать, что полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 112 ТК РБ), продолжительность ежедневной работы с учетом сверхурочных работ не должна превышать 12 часов (иная продолжительность смены для отдельных категорий работников может устанавливаться Правительством Республики Беларусь - ст.ст.122,125 ТК РБ).
Всем работникам в течение рабочего дня должен предоставляться перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более двух часов, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается. На тех работах, где по условиям производства перерыв установить нельзя, время, необходимое для приема пищи, предоставляется работнику в течение рабочего дня и включается в рабочее время и оплачивается. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаются нанимателем (ст. 134 ТК РБ).
Все работники имеют право на выходные дни (еженедельный непрерывный отдых), которые они могут использовать по своему усмотрению (ст. 137 ТК РБ). Выходные дни должны предоставляться не позднее чем за шесть рабочих дней подряд (ст. 136 ТК РБ).
Работники имеют право на трудовые и социальные отпуска (ст. 149 ТК РБ). Независимо от того, кто является их нанимателем, от вида заключенного ими трудового договора, формы организации и оплаты труда работники имеют право на основной трудовой отпуск продолжительностью не менее 24 календарных дней (ст.ст.154, 155 ТК РБ). При увольнении независимо от его основания работнику, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, должна быть выплачена денежная компенсация (ст. 179 ТК РБ).
В соответствии со ст. 59 ТК РБ в качестве низшей границы оплаты труда работников, в т.ч. работающих у индивидуальных предпринимателей, за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника применяется минимальная заработная плата (с 01.01.2020 - 375 руб. в месяц).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели, в т.ч. индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами (ч. 3 ст. 55 ТК РБ).
Со вступлением в силу с 01.01.2019 новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) появилась статья 33. Появление данной статьи означает, что незаконная налоговая оптимизация может представлять собой не только прямое нарушение законодательства, но и действия, формально не запрещенные, но представляющие по своему экономическому содержанию злоупотребление правом или совершение притворных сделок с целью получения налоговой выгоды.
Так, в ходе проведения проверки ООО «Х» установлено, что в проверяемом периоде у ООО «Х» имелись взаимоотношения со взаимозависимыми лицами, предметом которых являлась реализация товаров, переданных ООО «Х» по договорам комиссии.
Анализ изученных в ходе проверки документов свидетельствовал о том, что финансово-хозяйственная деятельность ООО «Х» осуществлялась в рамках не одного юридического лица, которое применяло общую систему налогообложения, а нескольких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяющих особый режим налогообложения - упрощенную систему. Все субъекты хозяйствования объединены общими целями, участием в уставных фондах, договорными отношениями и неформальными договоренностями, что указывает на использование схемы «дробления» бизнеса с целью снижения налоговой нагрузки ООО «Х».
В ходе проверки собраны доказательства, подтверждающие указанные выводы, на основании кадровых, организационных, налоговых и финансовых признаков.
В результате создания нескольких взаимозависимых субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность одного субъекта, не отвечающего условиям для применения особого режима налогообложения, с целью использования преимуществ, предусмотренных таким режимом, с учетом статьи 33 НК, произведена корректировка налоговой базы НДС и налога на прибыль что привело к неполной уплате налогов в сумме 1 615,00 тыс. рублей.В ходе проведения налоговым органом Брестской области выборочной проверки организации установлен факт совершения хозяйственной операции, основной целью которой являлась неполная уплата налога на прибыль.
Так, организацией в проверяемом периоде получен займ от гражданки, состоящей одновременно в трудовых отношениях с указанной организацией и являющейся родственницей (супругой) учредителей и директора, с последующим начислением повышенных процентов за пользование займом и непогашением займа в течение длительного периода. При этом фактически потребность в заемных средствах у организации отсутствовала, в период возможности своевременного погашения таких обязательств задолженность по договору займа не погашалась, сроки возврата займа неоднократно продлевались, проценты за пользование займом начислялись, выплачивались и учитывались при исчислении налога на прибыль.
На основании анализа и оценки в совокупности установленных обстоятельств и собранных доказательств, проверкой установлено, что в начислении процентов по завышенной процентной ставке за пользование займом отсутствует экономический смысл.
В соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь проверкой произведена корректировка налоговой базы по налогу на прибыль за проверяемый период, повлекшая исчисление к уплате по результатам проверки налога на прибыльЕдиный налог для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог) это особый режим налогообложения.
Применять единый налог вправе организация, осуществляющая производство (производство и переработку) сельскохозяйственной продукции и (или) первичную переработку льна, у которой за предыдущий календарный год сумма выручки от реализации произведенных ею сельскохозяйственной продукции, продукции первичной переработки льна и выручки от реализации продукции, изготовленной этой организацией из произведенной ею сельскохозяйственной продукции, в части, приходящейся на такую сельскохозяйственную продукцию, составляет не менее 50% общей суммы выручки организации, а также организация в части деятельности филиала, в отношении которого соблюдаются вышеуказанные условия.
Единый налог является добровольным режимом налогообложения. В связи с этим, если субъект хозяйствования решил начать его применение, то он обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет уведомление о переходе на единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции. С 2019 г. уведомление составляется по установленной форме. При этом если уведомление заполняется в целях применения единого налога в части деятельности филиала, то в нем указывается информация применительно к такому филиалу.
Сведения, предусмотренные формой уведомления (кроме данных за предыдущий календарный год), являются обязательными для заполнения всеми субъектами, претендующими на применение единого налога.
Налоговым кодексом установлены следующие сроки представления уведомления:
- для применения единого налога с даты государственной регистрации организации - в течение 20 рабочих дней со дня государственной регистрации такой организации;
- для применения единого налога в части деятельности филиала с даты его постановки на учет в налоговом органе - в течение 20 рабочих дней со дня постановки на учет в налоговом органе такого филиала;
- в иных случаях - не позднее 1-го числа второго месяца квартала, с которого планируется применение единого налога. Переход на единый налог и его применение возможны только с первого месяца квартала и только при соблюдении условия о вышеуказанной процентной доле за предшествующий календарный год. Данное правило не распространяется на организации, изъявившие желание применять единый налог с даты их государственной регистрации либо в части деятельности филиала с даты его постановки на учет в налоговом органе, а также на организации, возникшие в результате реорганизации в форме преобразования.
Важно знать, что в случае если плательщиком прекращено применение единого налога в календарном году (в том числе с начала года), он не вправе возобновить его применение в этом календарном году.
Следует помнить, что запрещено применение единого налога в период применения единого налога на вмененный доход и до конца календарного года, в котором прекращено применение единого налога на вмененный доход, а также плательщикам налога при упрощенной системе налогообложения.
Многие индивидуальные предприниматели применяют систему уплаты единого налога. Применение данного порядка налогообложения предполагает достаточно простой механизм исчисления налогов, а также предусматривает применение налоговых льгот в виде понижения налоговых ставок.
Так ставки единого налога снижаются для:
-физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, - на 25 % в первые три месяца начиная с месяца, в котором индивидуальным предпринимателем начата предпринимательская деятельность, включая последний день месяца, в котором истекает право на льготу;
-индивидуальных предпринимателей - пенсионеров по возрасту - на 20 % начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу на основании пенсионного удостоверения;
-индивидуальных предпринимателей-инвалидов - на 20 % начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании удостоверения инвалида или пенсионного удостоверения, содержащего данные о назначении его владельцу соответствующей группы инвалидности и сроке, на который она установлена;
- индивидуальных предпринимателей-родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет - на 20 % начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения многодетной семьи;
- индивидуальных предпринимателей - родителей (усыновителей), воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, - на 20 % начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг восемнадцатилетнего возраста, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида;
- индивидуальных предпринимателей - родителей (усыновителей), являющихся инвалидами I и II группы и воспитывающих несовершеннолетних детей и (или) детей, получающих образование в дневной форме получения образования, - на 100 % начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право. Указанная льгота предоставляется при условии, что супруг (супруга) плательщика также является инвалидом I или II группы. Льгота предоставляется на основании удостоверений инвалида или пенсионных удостоверений, содержащих данные о назначении их владельцам соответствующей группы инвалидности, копии свидетельства о рождении ребенка и (или) справки (ее копии) о том, что ребенок является обучающимся и получает образование в дневной форме получения образования.
При наличии права на снижение ставки единого налога одновременно по нескольким вышеперечисленным основаниям ставка единого налога понижается на 45 %.
Документы, подтверждающие право на льготу по единому налогу, представляются индивидуальными предпринимателями одновременно с налоговой декларацией (расчетом) за первый отчетный период (календарный месяц либо календарный квартал), в котором налоговая льгота была впервые использована.
С 2018 года Указом № 345 установлена льготная ставка единого налога – 1 базовая величина за месяц при осуществлении индивидуальными предпринимателями в период с 2018 по 2022 годы:
-в сельской местности: розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг;
-в малых городских поселениях: общественного питания и бытовых услуг.
Индивидуальные предприниматели освобождаются от единого налога при розничной торговле (реализации):
- лекарственными растениями, ягодами, грибами, орехами, другой дикорастущей продукцией;
-овощами и фруктами, иной продукцией растениеводства, молочными и кисломолочными продуктами, продукцией пчеловодства, иной продукцией животноводства (кроме пушнины), полученной от домашних животных.По общему правилу основанием для признания организации плательщиком налога на недвижимость является наличие у нее в собственности или нахождения в хозяйственном ведении либо оперативном управлении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей (далее – объектов).
Однако из общего правила есть исключения. Наиболее распространенный случай такого исключения, когда организация берет в аренду объекты у физлица, в том числе индивидуального предпринимателя. Здесь действует правило перехода статуса плательщика от одного лица к другому. В частности, если физлицо (арендодатель) является плательщиком налога на недвижимость в отношении переданного в аренду объекта, то от него этот статус переходит к организации (арендатору). Она начинает самостоятельно уплачивать налог по полученному в аренду имуществу.
Следует отметить, что в текущем году для организаций из объектов обложения налогом на недвижимость исключены здания, сооружения, передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства, а также мобильные здания (сборно-разборные и передвижные).
Кроме того, организации, при соблюдении условий, предусмотренных налоговым законодательством, в отношении отдельных объектов могут освобождаться от уплаты налога на недвижимость. Так, в частности, освобождаются от налога на недвижимость:
- объекты, предназначенные для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки;
- объекты государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности;
- объекты, включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений;
- объекты организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций;
- объекты, признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями и другие.
В зависимости от обстоятельств налоговая база по объектам (кроме арендованных у физических лиц) определяется организациями - плательщиками налога либо по остаточной стоимости объекта, либо по его стоимости, отраженной в бухгалтерском учете.
Что касается налогового периода по налогу на недвижимость, то им признается календарный год. Годовая сумма налога на недвижимость исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Годовая ставка налога на недвижимость установлена в размере 1% (для гаражных кооперативов и кооперативов, осуществляющих эксплуатацию автомобильных стоянок, садоводческих товариществ, жилищно-строительных, потребительских кооперативов, товариществ собственников, созданных для обслуживания жилых домов, в части, приходящейся на граждан - членов кооперативов, товариществ, - 0,1%).
Обращаем внимание, что в 2019 году установлены новые ставки в размере 0,2%, 0,4%, 0,6%, 0,8%. Их введение предусматривает плавный рост ставки налога по возведенным объектам. Так в течение первого года с даты приемки возведенного объекта в эксплуатацию применяется освобождение от налога. А в течение второго - пятого годов с даты их приемки в эксплуатацию при исчислении налога на недвижимость применяются новые ставки - 0,2%, 0,4%, 0,6%, 0,8% соответственно. Годовая ставка в размере 1% используется при расчете налога с шестого года с даты приемки объекта в эксплуатацию.
Для отдельных категорий плательщиков местные Советы депутатов (областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов) имеют право увеличивать (уменьшать) ставки налога на недвижимость:
- на 2019 год - не более чем в 2,5 раза;
- на 2020 год и последующие годы - не более чем в 2 раза.