Порядок обращения за осуществлением административных процедур в электронной форме
В соответствии со статьей 14 Закона Республики Беларусь от
28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»:
1. Заявление заинтересованного лица подается на белорусском и
(или) русском языках. В случаях, предусмотренных законодательными актами и
постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, заявление
заинтересованного лица может быть подано на иностранном языке.
2. Заявление заинтересованного лица подается в письменной форме,
за исключением случаев, когда законодательными актами и постановлениями Совета
Министров Республики Беларусь допускается подача заявления в устной форме.
Законодательными актами и постановлениями Совета Министров
Республики Беларусь наряду с подачей заявления заинтересованного лица в
письменной либо устной форме может быть предусмотрена возможность подачи такого
заявления в электронной форме.
3. Заявление заинтересованного лица в устной форме подается в
ходе приема заинтересованного лица.
4. Заявление заинтересованного лица в письменной форме подается
в уполномоченный орган:
в ходе приема заинтересованного лица;
нарочным (курьером), посредством почтовой связи, если в
соответствии с законодательством об административных процедурах не требуется
личного присутствия заинтересованного лица.
5. Если законодательством об административных процедурах не
определены сведения, которые должны содержаться в заявлении заинтересованного
лица, подаваемом в письменной форме, в таком заявлении должны содержаться:
наименование уполномоченного органа, в который подается
заявление;
сведения о заинтересованном лице:
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место
жительства (место пребывания) - для гражданина, не являющегося индивидуальным
предпринимателем;
фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место
жительства, регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
идентификационный номер (при его наличии) - в случае подачи
заявления заинтересованного лица нарочным (курьером) или посредством почтовой
связи;
наименование и место нахождения, регистрационный номер в Едином
государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей -
для юридического лица;
наименование административной процедуры, за осуществлением
которой обращается заинтересованное лицо;
перечень документов и (или) сведений (при их наличии),
представляемых вместе с заявлением заинтересованного лица;
сведения о внесении платы, взимаемой при осуществлении
административной процедуры, с указанием учетного номера операции (транзакции) в
платежной системе в едином расчетном и информационном пространстве или
реквизитов документа о плате за услуги (работы), оказываемые (выполняемые)
уполномоченным органом при осуществлении административной процедуры;
вид связи, посредством которого необходимо направить уведомление
о принятом административном решении (при необходимости);
подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица
или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать заявление, либо
подпись, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
представителя заинтересованного лица, реквизиты документа, подтверждающего
полномочия представителя заинтересованного лица.
Органом-регулятором могут быть определены формы заявлений
заинтересованных лиц (за исключением органов-регуляторов, не являющихся
нормотворческими органами), если такие формы не определены законодательными
актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
6. Заявление заинтересованного лица в электронной форме подается
через единый портал электронных услуг.
Перечень административных
процедур, заявления заинтересованных лиц по которым подаются в электронной
форме через единый портал электронных услуг, определяется Советом Министров
Республики Беларусь с указанием в таком перечне способа идентификации и
аутентификации заинтересованного лица, а также возможности подачи
административной жалобы и получения административного решения через единый
портал электронных услуг.
7. Если законодательством об административных процедурах не
определены сведения, которые должны содержаться в заявлении заинтересованного
лица, подаваемом в электронной форме, в таком заявлении должны содержаться
сведения, указанные в абзацах втором - пятом,
седьмом - десятом части
первой пункта 5 настоящей
статьи, а также идентификационный номер (при его наличии).
8. Заявление заинтересованного лица, поданное в электронной
форме, рассматривается в порядке, установленном настоящим Законом для
рассмотрения заявлений, поданных в письменной форме, с учетом особенностей,
предусмотренных настоящим Законом.
ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ УНИКАЛЬНОГО
ИДЕНТИФИКАТОРА
Порядок получения
уникального идентификатора определен Положением «О порядке получения
уникального идентификатора», утвержденном Постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 22.08.2017 г. № 637.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОЛУЧЕНИЯ УНИКАЛЬНОГО ИДЕНТИФИКАТОРА
1.
Настоящим Положением определяется порядок получения гражданином Республики
Беларусь, иностранным гражданином и лицом без гражданства, постоянно
проживающими в Республике Беларусь, которым выдан документ, удостоверяющий
личность (далее - гражданин), уникального идентификатора в целях обеспечения
доступа к единому порталу электронных услуг для подачи (отзыва) заявлений об
осуществлении административных процедур, получения административных решений,
уведомлений о принятых административных решениях и подачи (отзыва)
административных жалоб в электронной форме.
Полученный
в соответствии с настоящим Положением уникальный идентификатор может
использоваться для заказа и получения электронных услуг.
2.
Для целей настоящего Положения применяются термины и их определения в
значениях, установленных в Законе Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. N
433-З "Об основах административных процедур", а также следующие
термины и их определения:
личный
электронный кабинет - веб-интерфейс доступа гражданина к общегосударственной
автоматизированной информационной системе (далее - ОАИС), позволяющий
использовать ее функциональные возможности согласно уровню доступа;
оператор
ОАИС - республиканское унитарное предприятие "Национальный центр
электронных услуг";
служба
выдачи уникального идентификатора (далее, если не указано иное, - служба
выдачи) - служба "одно окно", созданная в соответствии с
законодательством об административных процедурах, и иные государственные
организации, уполномоченные Советом Министров Республики Беларусь на выдачу
уникального идентификатора;
статический
пароль - пароль, сформированный гражданином самостоятельно и используемый
многократно для идентификации при входе в личный электронный кабинет с
использованием уникального идентификатора;
уникальный
идентификатор - данные, однозначно характеризующие гражданина при осуществлении
административных процедур в электронной форме через личный электронный кабинет,
в отношении которых законодательством об административных процедурах
установлена такая форма их осуществления, а также при заказе и получении
электронных услуг;
электронная
услуга - оказываемая оператором ОАИС услуга, связанная с деятельностью по
поиску, получению, передаче, обработке, распространению и (или) предоставлению
информации посредством ОАИС, не являющаяся административной процедурой.
3.
Уникальный идентификатор представляет собой последовательность символов,
идентичную идентификационному номеру, указанному в документе, удостоверяющем
личность гражданина.
4.
Назначение уникального идентификатора гражданину для личного электронного
кабинета осуществляет служба выдачи по письменному заявлению о выдаче
(блокировке, разблокировке, изменении номера телефона) уникального
идентификатора по форме согласно приложению (далее - заявление).
5.
Для подтверждения личности гражданин предъявляет в службу выдачи документ,
удостоверяющий личность.
6.
В процессе назначения уникального идентификатора для личного электронного
кабинета работник службы выдачи убеждается, что:
владельцем
документа, удостоверяющего личность, является гражданин (путем визуального
сличения внешности владельца с фотоизображением (цифровым фотопортретом) в
документе, удостоверяющем личность);
сведения,
указанные в заявлении, корректны и подлинны (путем сверки их в
автоматизированном режиме посредством ОАИС со сведениями, запрашиваемыми из
государственных информационных ресурсов (систем), владельцем которых является
Министерство внутренних дел);
гражданин
использует абонентский номер оператора сотовой подвижной электросвязи
Республики Беларусь (далее, если не указано иное, - номер телефона) (путем
направления гражданину на номер телефона СМС-сообщения, содержащего код
проверки).
7.
Назначение уникального идентификатора, а также формирование временного пароля в
автоматическом режиме в порядке, определяемом оператором ОАИС, осуществляются
службой выдачи при соблюдении следующих условий:
гражданином
представлен действительный документ, удостоверяющий личность;
уникальный
идентификатор гражданину ранее не назначался;
гражданином
подтвержден факт использования номера телефона;
номер
телефона не используется с другим уникальным идентификатором;
установлена
достоверность сведений о гражданине, указанных в заявлении и документе,
удостоверяющем личность, при проведении сверки в соответствии с абзацем третьим
пункта 6 настоящего Положения.
8.
Временный пароль направляется гражданину посредством СМС-сообщения на номер
телефона, указанный им в заявлении.
9.
Гражданин самостоятельно изменяет временный пароль, сформированный в
соответствии с пунктом 7 настоящего Положения. После изменения временного
пароля гражданин может формировать статический пароль неограниченное количество
раз.
Изменение
временного пароля и формирование статического пароля осуществляются гражданином
при первом входе в личный электронный кабинет.
10.
В случае утраты статического пароля гражданин может самостоятельно сформировать
новый статический пароль при входе в личный электронный кабинет в порядке,
определяемом оператором ОАИС.
11.
В случае изменения номера телефона, указанного в заявлении, гражданин выполняет
одно из следующих действий:
самостоятельно
изменяет номер телефона, указанный в заявлении, а также статический пароль
посредством функциональных возможностей личного электронного кабинета,
определяемых оператором ОАИС;
обращается
в службу выдачи с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий
личность.
В
случае обращения гражданина в службу выдачи изменение номера телефона
осуществляется в порядке, определяемом оператором ОАИС, при соблюдении условий,
предусмотренных в абзацах втором, четвертом - шестом пункта 7 настоящего
Положения.
12.
Гражданин может отказаться от использования уникального идентификатора одним из
следующих способов:
самостоятельно
заблокировать назначенный ему уникальный идентификатор посредством
функциональных возможностей личного электронного кабинета, определяемых
оператором ОАИС;
обратиться
в службу выдачи с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий
личность.
В
случае обращения гражданина в службу выдачи блокировка уникального
идентификатора осуществляется в автоматическом режиме в порядке, определяемом
оператором ОАИС, при соблюдении условий, предусмотренных в абзацах втором и
шестом пункта 7 настоящего Положения, а также при наличии у гражданина
уникального идентификатора.
Отказ
гражданина от использования уникального идентификатора влечет прекращение
возможности осуществления через личный электронный кабинет административных
процедур в электронной форме и получения электронных услуг с использованием
уникального идентификатора в качестве способа доступа к единому порталу
электронных услуг.
13.
Для восстановления доступа к личному электронному кабинету с использованием
уникального идентификатора после его блокировки (разблокировка уникального
идентификатора) гражданин может:
самостоятельно
разблокировать назначенный ему уникальный идентификатор посредством
функциональных возможностей личного электронного кабинета, определяемых
оператором ОАИС;
обратиться
в службу выдачи с письменным заявлением, предъявив документ, удостоверяющий
личность.
В
случае обращения гражданина в службу выдачи разблокировка уникального
идентификатора осуществляется в порядке, определяемом оператором ОАИС, при
соблюдении условий, предусмотренных в абзацах втором, четвертом - шестом пункта
7 настоящего Положения, а также при наличии у гражданина заблокированного
уникального идентификатора.
Временный
пароль направляется гражданину посредством СМС-сообщения на используемый с
уникальным идентификатором номер телефона.
Гражданин
самостоятельно изменяет временный пароль, сформированный в соответствии с
частью третьей настоящего пункта, на статический пароль.
После
разблокировки уникального идентификатора в личном электронном кабинете
автоматически восстанавливается (формируется) история информационного
взаимодействия.
14.
Оператор ОАИС и служба выдачи обеспечивают:
защиту
персональных данных гражданина при их обработке в соответствии с требованиями
законодательства об информации, информатизации и защите информации, в том числе
о персональных данных;
конфиденциальность
сведений о сформированных ОАИС временном пароле при его выдаче гражданину,
пароле при его восстановлении и в случае разблокировки уникального
идентификатора.
15.
Гражданин принимает меры по ограничению доступа третьих лиц к статическому
паролю и временным паролям, получаемым на используемый с уникальным
идентификатором номер телефона.
Гражданин
подтверждает факт использования номера телефона путем ввода кода, направленного
работником службы выдачи посредством СМС-сообщения, в процессе назначения
уникального идентификатора работником службы выдачи.
16. Оператор ОАИС и служба выдачи не несут ответственности за последствия, наступившие в результате передачи гражданином уникального идентификатора, статического и временного паролей третьим лицам.